Васильева Кристина Васильевна, воспитатель
Статья «Возможности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста»Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления дошкольника будут совершенствоваться и разделяться. Одной из важнейших способностей ребёнка является способность к познанию. В то же время, у некоторых дошкольников наблюдается снижение познавательных интересов, способностей, что обусловлено нестабильными социальными условиями и изменением ценностных ориентаций. В связи с этим развитие познавательных интересов у дошкольников приобретает особую значительность как один из способов решения социально - педагогических проблем. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач познавательного развития является задача развития интересов детей, познавательной мотивации и любознательности. Поэтому, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности детей дошкольного возраста и на их реализацию. Эффективность процесса развития познавательного интереса у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивается: 1. Использованием составляющих предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации; 2. Внедрением активных методов и форм организации познавательно - исследовательской деятельности. 3. Организацией взаимодействия детского сада и семьи. В процессе формирования и развития познавательного интереса происходит формирование и развитие творческого мышления, творческих способностей ребёнка дошкольного возраста. Данные творческие способности могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности, характеризуя личность в целом и ее отдельные стороны. Сама по себе творческая деятельность – продуктивная форма деятельности детей, которая направлена на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве усвоенных знаний, умений и навыков, сначала в сотрудничестве с педагогом, а затем самостоятельно. Высокий показатель системы стимулирования познавательного интереса детей дошкольного возраста зависит от осуществления конкретного комплекса педагогических условий, под которыми понимается взаимосвязанная совокупность мер организации заданий в процессе воспитания и обучения детей. Процесс организации педагогических условий по формированию познавательного интереса дошкольников может быть результативным при условии, если вся организация процесса будет строиться с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, но позволит при этом учитывать и их индивидуальные особенности. Как интегрированное личностное качество познавательный интерес в методологическом плане требует системного подхода к его формированию, взаимодействия педагогических влияний на мотивационное поле личности. В своем формировании и развитии познавательный интерес проходит ряд этапов, которые необходимо учитывать при его развитии у старшего дошкольного возраста. В работах Г.И. Щукиной можно найти ответ на вопрос, как появляется познавательный интерес. Она выделяет четыре стадии развития познавательного интереса: 1. Любопытство – это простая стадия, обусловленная внешними, часто неожиданными и необычными жизненными обстоятельствами, которые привлекают внимание ребенка. Любопытство имеет возможность стать исходным толчком выявления интереса и средством привлечения интереса к предмету, что содействует переходу интереса со ступени простой ориентации на ступень более устойчивого познавательного отношения. 2. Любознательность – это состояние личности, характеризующееся стремлением человека пробраться за границы увиденного. На этом этапе развития познавательного интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления и радости познания. 3. Познавательный интерес определяется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они помогают проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениями, в закономерности познания. 4. Теоретический интерес проявляется тогда, когда теоретические вопросы используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как субъекта, деятеля, творческую личность. Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой довольно сложное сочетание. Нужно уточнить, что на основе познавательного интереса складывается избирательное отношение к той или иной области науки, сфере деятельности, общению с участниками познания. Познавательное развитие детей дошкольного возраста является сложным комплексным феноменом, который включает в себя развитие всех познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение). Данные процессы представляют собой различные формы познания детей об окружающем мире. Для успешного обучения детей в детском саду необходимо развитие познавательного интереса по всем областям знаний и видам деятельности. Основой развития интереса является желание дошкольника познавать и осваивать всё новое. Познавательный интерес в старшем дошкольном возрасте становится основополагающим методом для активизации умственной деятельности детей. Познавательный интерес имеет избирательную направленность, которая влияет на познание окружающего мира, и способствует активизации всех психических процессов, деятельности, познавательных возможностей. Также познавательный интерес является важнейшим новообразованием личности детей, формирующийся только в социальном мире. При активации психических процессов, интерес побуждает к познавательной деятельности. Познавательный интерес во время организации обучение выступает непосредственно как его средство, которое способствует активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоционально - мыслительный процесс. При всём этом формируется мотив к учебной деятельности. В мотиве закрепляется всё необходимое и ценное для ребёнка, который заинтересовывает в совместной и самостоятельной деятельностях. Для стимулирования познавательного интереса необходимо создать ситуацию «ребёнок-субъект познания». Это видно, когда ребёнок воспринимает данную задачу как эмоционально важную, а цель его действий делается значимой. Укрепляя веру в свои силы и развивая чувство собственного достоинства, способствуют для стремления к познанию, которое становятся потребностью в старшем дошкольном возрасте. Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ выражается через детское экспериментирование с предметами, а также вербальными исследованиями, которые состоят из вопроса детей (Что? Зачем? Почему?). Отбирая содержание занятий нужно учитывать основные задачи познавательного развития, охватывать как можно больше определённых тем, которые касаются окружающего мира. Для развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста становится сенситивным периодом. Как раз в этот период в этом формируется исследовательская позиция детей, которая определяет его поведение в исследование. «Исследовательское поведение – это универсальная характеристика человеческой деятельности, пронизывающая все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта, в развитии личности». Основным мотивом в исследовательском поведении становится в проявление любознательности, познавательной активности, потребности в новых впечатлениях и знаниях. «Сюда, прежде всего, относится познавательная активность как интегральное личностное качество, которое характеризует отношение, степень включенности ребенка в процесс познания, овладение способами познавательной деятельности». Основное содержание в дошкольном образовании, для развития познавательных интересов: - формировать целостность картины окружающего мира; - развивать интерес к предметам и явлениям окружающей действительности, а также к месту обитания людей, животного и растительного мира; - ознакомить с разнообразными предметами быта и их функционированию, которые необходимы людям; - формировать представления о себе, о социуме; - формировать первоначальные представления о деятельностях людей и явлениях общественной жизни; - формировать положительное отношение к окружающему миру на основе эмоционально-чувственного опыта. Следовательно, для процесса развития познавательных интересов старших дошкольников в ДОУ необходимо обеспечение благоприятных условий для развития личности ребенка, который выступает в роли субъекта индивидуальной деятельности. Поддержка в развитие познавательной активности, состоит из поиска, осмысления, реализации и развитии разнообразных познавательных интересов, любознательности, исследовательского поведения.
Литература 1. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – Москва : Просвещение, 2017. – 195 с. 2. Гударева, О. В. Игра современных дошкольников / О. В. Гударева // Прикладная психология. – 2018. – №2. – С. 51-56. 3. Добрынин, Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания / Н. Ф. Добрынин // Психологическая наука. – Т.1. – Москва : Просвещение, 2019. – 644 с. 4. Коноваленко, В. В. Картинный дидактический материал для занятий и игровой деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста : пособие для педагогов и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Москва : Гном и Д, 2019. – 48 с. 5. Ушачев, В. П. Обучение основам творческой деятельности / В. П. Ушачев. – Магнитогорск, 2011. – 55 с. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата посещения 26.02.2021). Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 2018. – 208 9 мая 2021 в 09:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.